Контакты

Почему Pictaya? Преимущества моих логотипов

Если вам нужен логотип, возможно, интересно будет узнать несколько подробностей.
О том, как заказать правильный логотип, который будет представлять вашу торговую марку долго и с пользой. Также из этой статьи вы узнаете какими бывают логотипы и как выбрать подходящего исполнителя.


Какими бывают логотипы?


1. Дорогие и дешевые

Один из первых вопросов при заказе - "Сколько будет стоить логотип?".
Быстрый ответ: от 50 до 20 000 рублей. Адекватная цена на начало 2015 года - 7000 рублей.

Цены очень приблизительно можно распределить так:
  1. Бесплатно - 500 рублей:

    В этой категории работают мелкие мошенники, хулиганы и альтруисты. Как вам, вероятно, известно, бесплатного в этом мире немного. Так или иначе приходится платить. И опыт подсказывает, что дешевле обходится платить деньгами, чем проблемами.

    Время человека стоит денег. 500 рублей не окупают даже затрат на переписку с заказчиком. Работы этой категории подойдут тем, кто заказывает их анонимно. И готов выбросить не только полученный результат, но и проект, для которого этот логотип создается.

    Я не работаю в этой категории. Но бывают исключения. Например, в свободное время я иногда бесплатно делаю логотипы для благотворительных и социальных проектов, например "Волонтёрское движение Помогай - чтобы жить".

  2. 500 - 2000 рублей:

    Категория для самых начинающих дизайнеров, мошенников среднего уровня, а также для разного рода "предпринимателей", перепродающих чужие работы.
    При честной работе по такой ставке дизайнер уже может позволить себе иногда поесть и заплатить за электричество, потребленное компьютером.

  3. 2000 - 7000 рублей:

    Адекватная ставка для дизайнеров без особенных амбиций. Но и большинство мошенников тоже работают где-то в этом диапазоне.
    У честного дизайнера появляется возможность съехать от родителей в дешевую съемную комнату.

  4. 7000 - 12000 рублей:

    Дизайнеры, знающие себе цену, агенты и студии. Также по таким расценкам могут попадаться мошенники с амбициями и высокой уверенностью в себе.
    При такой ставке честный дизайнер в большом городе уже может хоть как-то жить и даже иногда позволять себе маленькие радости. Он ведь этого заслуживает?

  5. 12000 рублей и выше:

    Либо хорошие студии, либо дизайнеры с очень хорошей самооценкой и наличием узнаваемого бренда. Ну и не без мошенников, конечно.

Забегая вперед, небольшой секрет для тех, кто еще не знает: рисовать уникальный логотип, который будет решать задачи бизнеса - это очень долго и сложно. Поэтому не может быть дешево.

2. Уникальные и не уникальные

Придумать и отрисовать уникальный графический элемент для логотипа - достаточно трудоемкий процесс, занимающий как минимум несколько часов. Вы можете встретить людей, которые считают, что это - (цитата) "десять минут в фотошопе". Часть дизайнеров с радостью поддерживает это убеждение, исправно продавая украденные работы. При небольших затратах труда это дает "вау-эффект" и благодарность заказчика.

"Вот он наконец-то хороший дизайнер!" восклицает директор компании и ставит логотип на сайт. Печатаются визитки, промо-материалы, буклеты, дается реклама. Но через какое-то время выясняется, что логотип содержит украденный у дизайнера из далеких USA графический элемент. Или даже часть чужого логотипа. Такое приобретение может дорого обойтись финансам и имиджу компании.

Подсказка: всегда проверяйте полученные работы с помощью поиска по картинкам, например, в Google.
Случаев воровства графики встречается много. То же касается использования нелицензионных шрифтов. Один из навыков хорошего дизайнера - знать лицензии шрифтов, с которыми он работает. Особенно в условиях современных законов в области копирайта.

Новое веяние: генераторы логотипов.
В интернете распространяются программы, в которых достаточно ввести название компании и тематику. Сотни вариантов генерируются автоматически с использованием клипартов (чужих картинок). Человек просто нажимает кнопку и получает логотипы, которые непросто отличить от "настоящих". Бороться с этим явлением сложно. Возможно, только заказывая логотипы у автора, которому вы доверяете. Поиск по картикам в таких случаях тоже может помочь.

3. "Законные" и "незаконные"

Продолжая тему начатую выше. Некоторые логотипы, содержащие неуникальные элементы, вполне могут прослужить вам долго и не создать проблем. Однако есть и такие, которые содержат охраняемые законодательством об авторском праве элементы сторонних авторов.

Ни один дизайнер не может гарантировать, что в его работе не будет элементов, до которых кто-то додумался раньше. Тем не менее, уникальный логотип, сделанный честно и профессионально, всегда будет неповторимым по многим параметрам.
Но есть и такие люди, что просто копируют и вставляют чужие картинки, часто делая их основой концепции.

Некоторые изображения распространяются по свободным лицензиям типа BSD или MIT. Часть - по менее свободным GPL и CreativeCommons(CC). А значительная часть качественных клипартов - по коммерческим лицензиям.
Любители копировать чужое ценят платные клипарты за их качество, но не любят за них платить. Потому что стоимость лицензии, допускающей коммерческое тиражирование может достигать сотен долларов.

Это означает, что заказчик может не ставиться в известность, о том, что именно было скопировано в его новый логотип. Зато стоковые художники-продавцы достаточно часто используют поиск по картинкам, чтобы найти украденные работы и неплохо заработать на этом, выставив компании финансовую претензию по поводу нарушения авторских прав.

Что касается меня, то все свои работы я рисую исключительно самостоятельно и никогда не использую клипарты. Это позволяет ни мне ни заказчикам не беспокоиться об условиях их лицензирования. А шрифты использую только после изучения лицензии, под которой они распространяются.

3. "Быстрые" и "долгие"

Как вы уже поняли, отрисовка логотипа - небыстрое дело. Однако некоторые исполнители предлагают варианты уже в течение первого часа. Для того, чтобы обеспечить такую скорость, используются самые разные приемы, включая быструю правку старых работ, а также упомянутые генераторы логотипов и клипарты.

Сколько времени занимает изготовление хорошего логотипа:
  1. Сбор требований - 1 час

    Важно узнать какой именно логотип вам нужен, каким вы хотите его видеть и какие бизнес-задачи он должен решать. Иногда все можно узнать буквально за десять минут. Но некоторые проекты требуют длительных обсуждений и повторных согласований.

  2. Придумывание нескольких первоначальных вариантов - 4-12 часов

    Уникальные графические элементы приходится придумывать. Это не одно и то же, что взять и отрисовать какой-нибудь существующий элемент. В ходе этого этапа получается до двухсот промежуточных вариантов. Из которых только три-четыре будут представлены заказчику.
    Две сотни вариантов по одной минуте это уже (200 / 60 = 3+) больше трех часов. Иногда приходится отойти от экрана и просто подумать, чтобы создать что-то оригинальное.

    Подсказка: если вы заказываете логотип у меня, то обычно я не беру никакой оплаты, если ни один из первоначальных вариантов не подошел. Только пожалуйста, в таких случаях напишите мне четко, можете прямо скопировать: "Таисия, спасибо, ни один из вариантов нам не подошел". Тогда я просто закрою проект и все будет нормально. Главное, не теряться)
    Дизайнеры тоже люди и любят определенность.

  3. Доработка выбранного варианта - 1-12 часов

    После того, как вариант выбран, его нужно доделать и привести в чистовой вид. Возможно, что-то поменять и улучшить.

  4. Отправка файлов проекта и получение оплаты - 2 часа
  5. Поиск заказчика - 6 часов

    Некоторые не любят учитывать такую работу, но маркетинг - основа почти любого бизнеса. Расходы на него должны быть заложены в бюджет. Иначе менеджеры по продажам не получали бы почти ничего - они ведь всего лишь занимаются привлечением клиентов.
    Также бывают случаи неоплаты. Они тоже закладываются в бюджет. Владельцы бизнеса хорошо понимают такие вещи.

Я знаю очень мало людей, которые работали бы более пяти часов в сутки. Даже если на работе они находятся намного дольше. Дизайнеры фрилансеры почти постоянно на работе с десяти утра до полуночи и регулярно решают самые разные вопросы.
Средний срок разработки логотипа фактически составляет около четырех дней. Сутки на первоначальные варианты. Два дня на чистовые доработки. И день на еще один этап доработок и отправку файлов.


Как выбрать правильный логотип?


Наверно, вы уже замечали, что самые успешные компании имеют далеко не самые пафосные логотипы.
И даже после хорошо продуманного ребрендинга такие компании выбирают для лого простые и предельно внятные формы.

В то же время логотипы групп, создаваемых школьниками в социальных сетях, часто переливаются всеми цветами, эффектами и поражают "техническим уровнем" автора. Так может быть пестрые сложные формы - это не то, что нужно для создания образа успешной компании? Как сделать правильный выбор?

1. Качественный вектор

Рисование в векторном формате - непростая задача и имеет заметные отличия от рисования и правок в фотошопе. Нарисовать качественный векторный рисунок - еще более сложное дело. Но только качественно сделанный вектор может быть отпечатан в типографии в высоком разрешении.
Некоторые дизайнеры вообще предлагают сделать логотип в растровом формате. На это лучше не соглашаться. Иначе потом возможно придется отдельно заказывать отрисовку.

В то же время хорошо если дизайнер предоставляет результат сразу в нескольких форматах.
Я обычно отправляю векторы в форматах .ai и .eps для типографий, а также превью в формате .png и .jpg, которые подходят для использования на сайте.

2. Проще и лучше

На примере логотипов дорогих компаний легко можо заметить, что проще - значит лучше.
Но простые формы должны быть дополнены качественной реализацией. Для этого приходится рисовать десятки и сотни вариантов. После чего, взглянув на логотип, можно определить является ли он законченным и продуманным.

Чем больше труда вложено в каждую деталь логотипа, тем лучше она выполняет поставленную цель. Поэтому, чем меньше деталей будет задействовано, тем больший эффект сможет произвести ваш логотип, при одном и том же бюджете на его создание.

3. Фокусируемся на целевой аудитории

Восприятие разных групп клиентов заметно отличается. Задача профессионального дизайнера - знать какие формы, пропорции и сочетания цветов будут оптимально восприниматься целевой группой. В логотипах банка, стадиона и вещевого рынка должны быть применены отличающиеся подходы.

4. Место применения имеет значение

Логотип, основная задача которого - внушать доверие посетителям сайта, будет сильно отличаться от того, который нужен для массового нанесения на коробки дорогого оборудования или от того, что украсит радиаторную решетку автомобиля. Для того, чтобы логотип долгие годы приносил вашей компании деньги и репутацию, нужно учесть все эти и другие детали.


Как выбрать хорошего исполнителя?


1. Специализация

Есть как минимум два типа исполнителей.
Первые: Специалисты по разработке логотипов. Те редко встречающиеся люди, кто работает исключительно и полностью в этом направлении. В основном фрилансеры.
Вторые: Дизайнеры-универсалы. Такие, что параллельно сделают вам дизайн сайта, буклета, визитки и баннера. Распространены повсеместно и составляют основную рабочую силу студий.

У тех и других есть свои сильные стороны. Четкая специализация против широкого спектра услуг.
Какой тип предпочесть - решать вам. Я, например, занимаюсь исключительно логотипами, потому что мне это нравится. Это позволяет сконцентрировать усилия, опыт и знания на одной задаче. Но визитки и баннеры вам придется заказать у кого-то другого)

2. Наличие портфолио

По специфике своей деятельности мне часто приходится видеть портфолио дизайнеров. Часто это пять-десять логотипов и несколько дизайнов сайтов. Вполне возможно, что исполнитель без портфолио нарисует хорошую работу. Доверить ли разработку символа своей компании начинающему специалисту - это вопрос личных предпочтений.

Хотя я считаю, что если человек любит свою работу, то даже без заказов, в свободное время он нарисует себе десяток-другой логотипов для портфолио только потому, что ему нравится этим заниматься. Так, например, я нарисовала только для себя, в свободное время несколько сотен логотипов. Часть из них вы можете посмотреть на этом сайте.

3. Персональное, личное авторство против агентских подрядов

Иногда можно встретить исполнителей с хорошим портфолио и "хорошими" ценами.
Глядя на сотни работ можно подумать "Эти ребята знают свое дело". Чаще всего они действительно знают свое дело, однако имеют несколько особенностей.

Кто эти люди? Чем они хороши и плохи.

Речь идет о сайтах агентов, которые объединяют труд многих дизайнеров.
То есть человек принимает заказ, например, за 8-12 тысяч рублей и находит нескольких подрядчиков, устраивая мини-конкурс на 2-5 тысяч (см. ниже про конкурсы). После чего предоставляет варианты заказчику.

Заказчик часто бывает доволен, победивший дизайнер получает свои несколько тысяч, остальное получает агент. Вполне нормальная и работающая схема. Агентов не следует осуждать, у них непростая и напряженная работа, связанная с управлением людьми.

Но мне все же больше нравится авторский подход. Это когда все работы портфолио выполнены самим автором. Это позволяет точно знать, что ваш заказ будет делать не какой-нибудь очень далекий от этого направления дизайнер. Ведь в этой сфере есть множество тонкостей, которые узнаются годами.

Поэтому все несколько сотен вариантов логотипов в моем портфолио выполнены лично мной и я могу вам гарантировать, что все заказы исполняю лично и самостоятельно.

4. Объявлять ли конкурс?

Одним из популярных способов является объявление конкурса на дизан среди множества исполнителей.
Обычно объявляется фиксированная цена и все желающие представляют свои работы. Из которых заказчик может выбрать понравившуюся. У этого подхода есть и положительные и отрицательные стороны.

Немного посчитаем

Предположим, объявлен конкурс с бюджетом 10 000 рублей.
По моим оценкам в таком конкурсе поучаствуют около 20 фрилансеров с приемлемым уровнем качества и десяток "школьников", которых можно не учитывать.

Итак, около 20 человек всерьёз рассчитывают на победу в конкурсе. Вероятность победы составит около (1/20 = 5%) для каждого участника. То есть, если средний дизайнер участвует в таких конкурсах, то, выигрывая в среднем в 5% случаев, он будет зарабатывать около
10 000 * 5% = 500 рублей за каждую работу.

Вопрос: сколько труда в среднем вкладывают в работу такие дизайнеры?
Ответ: примерно на 500 рублей. Больше - просто невыгодно.

Соответственно, на конкурс обычно отправляются работы либо оставшиеся от невыкупленных заказов, либо сделанные на очень скорую руку. Либо вообще чужие (см. про "незаконные логотипы" выше).

С другой стороны

Если вы поручите разработку профессиональному дизайнеру и предложите тот же бюджет в 10 000 рублей, хороший специалист честно отработает всю сумму. Правда вы не всегда сможете это заметить, сравнивая результат с сияющими пятисотрублевыми поделками, но профессионально сделанный продуманный логотип принесет вашему бизнесу несоизмеримо большую финансовую пользу.


Надеюсь, эта статья помогла вам составить свое мнение о том, как, где и у кого вы будете заказывать логотип для своей компании. Хочу пожелать вам удачи в выборе исполнителя и подходящей концепции.
Если же вы решили заказать логотип у меня, напишите мне короткое письмо на адрес pictaya@yandex.ru и я отвечу вам в ближайшее время!
Этот адрес вы всегда сможете найти в разделе контакты.


Специально для Pictaya.ru, Таисия Ломнева.